Не мертвят ли условности?

 

Что важнее – жизнь человека или семейная честь?

* * *

- Скажите, куда вы дели труп?
- Жозеф прекрасно убирает, после него в доме не остается ни соринки!

 

 

20 ноября в атриуме (холле первого этажа главного корпуса) университета «Дубна» прошла премьера постановки студенческого театра «Талион» по пьесе Армана Салакрю «Архипелаг Ленуар».

 

Около 50 зрителей собрались, чтобы хорошо провести время в компании студентов – любителей лицедействовать. Впечатления от увиденного действительно остались приятные. Несмотря на то, что парни-артисты, исключая самого зажигательного персонажа – отвязного дедушку, главу семейства (его блестяще исполнил Дмитрий Тихонов) – были не так раскрепощены перед зрителем, как надо бы, а девушки немного жеманничали, основная мысль драматурга была передана верно.

 

Эта классическая пьеса минимум дважды экранизировалась, и, возможно, сюжет уже знаком читателю.

 

Вроде бы и комедия, но с каким-то зловещим оттенком драмы. Скажем вкратце, что седовласый владелец заводов по производству ликера Поль-Альбер Ленуар на старости лет совершил… изнасилование несовершеннолетней девушки.  Дабы избежать огласки в ходе нелегкого судебного процесса, члены его семьи решают, что дедушке приличней застрелиться, нежели несколько лет совершать каторжные работы. Сам он, разумеется, так не думает. В конце концов родственнички приговаривают его к самоубийству.

 

«Главная идея в том, что семье важнее репутация бизнеса, чем  жизнь дедушки. А он хочет жить!» – так выразил основную мысль бессменный режиссер «Талиона» доцент кафедры экономики Ян Шокин. Но мне как зрителю показалось, что это верхняя часть айсберга.

 

В интерпретации ребят, в отличие от, например, советского телеспектакля 1983 года, у спектакля появляется подспудный смысл. Правда, о нем неудобно даже говорить, это как-то не принято, это нарушает общественные нормы…  Это как обнародовать рецепт дурманящего зелья в Интернете. Ну что ж, попробую.

 

Почему дедуля, нимало не задумавшись, снова бежит вслед за все той же девушкой, очарованный ею? Его что, после первого раза не смутила угроза попасть на каторгу либо умереть, он наступает на грабли?

  

А дело в том, что желание жить, воля к жизни перевешивает всё: и моральные нормы, и семейные узы, и привычный образ жизни, и богатство, и, разумеется, репутацию!

  

Когда живешь в полную силу, надо же чем-то заняться, пребывать в покое нельзя! Так, дед не может сидеть сложа руки и совершает поступки просто ради того, чтобы как-то поступать, потому что если ничего вокруг не меняется, то это не жизнь! Жизнь – это постоянное движение, изменение. (Этот принцип прекрасно иллюстрирует выражение «За любой кипеш, кроме голодовки»).

 

Члены семьи, похожие на амеб в своих поступках, долго-долго обсуждают одно действие и никак не могут решиться. Душевно они намного ближе к смерти, чем дедушка. (Мари-Терез: «Я хотела… Я даже не знаю, чего бы я хотела!»).

 

Есть там, правда, очень решительная внучка – в какой-то мере она наследует миропонимание Поля-Альбера,  решив самостоятельно прикончить его. Зачем это надо именно ей, она даже не задумывается.

 

Думает тут вообще только один скользкий персонаж, которого сыграл сам Ян Шокин: «Мой герой - злой гений, который подстрекает и получает удовольствие от распрей в семье, от смерти, а не от жизни. Даже было не очень приятно его играть». (Не потому ли роль досталась самому режиссеру, что больше никто не захотел ассоциировать себя с персонажем?)

 

Однако его думание приводит к чересчур мрачным выводам о том, что, как говорится, всё тлен и лучше вообще не существовать. Что как бы показывает нам, что «лишнего лучше не думать».

 

В общем, получается некое прославление авантюризма и презрение к скучному обывательскому существованию. Энергия, бьющая ключом, - это хорошо, она приводят к процветанию, негативные мысли – это плохо, они ведут в небытие. Мысль вполне в духе современного мира.

 

Театр «Талион» существует в университете с 1996 года. Сначала в его рамках ставились капустники, с годами в репертуар вошли «полновесные» (по продолжительности) комедии – по две-три в год, сейчас артисты переключились и на более серьезный репертуар. «Много внимания теории мы не уделяем, я стараюсь сохранять естество студентов младших курсов, их искренность и непринужденность, чтобы они приносили это на сцену», - замечает режиссер.

 

В апреле 2014 года на VIII фестивале «Летящий по волнам», который проводят «талионцы», они снова покажут спектакль о Ленуарах, а также еще одну короткую постановку.

 
По теме
  28 марта в Центральной библиотеке состоялся заключительный этап отборочных прослушиваний фестиваля-конкурса "Зубовские чтения" в возрастных группах: средняя группа (12-14 лет), старшая группа (15-17 лет) и взрослая (18+).
Я так хочу стихи свои писать, Чтоб, взяв их в новый, незнакомый век, Читатель мог уверенно сказать: – Недаром прожил в мире человек!
Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
Газета Встреча
Специалисты и техника готовы к устранению подтоплений в Рузском округе - РузаРИА По поручению главы Рузского городского округа Николая Пархоменко первый заместитель главы Виталий Пархоменко провёл оперативное совещание по предотвращению подтоплений на территории Рузского городского округа.
РузаРИА