Потребность тиражировать красоту

Олег Орелович хорошо известен в нашем городе как фотограф, его снимки привлекают внимание не только ценителей женской красоты и грации, но и любителей пейзажной фотографии. Многие из его фотоальбомов, а их около 50, выложены в Интернет, их регулярно просматривает огромная аудитория и активно обсуждает на форумах. Для О. Ореловича фотография не только хобби, но и вторая профессия. Руководитель группы аналитического контроля в ОИЯИ, он, тем не менее, все свободное время посвящает фотоискусству.

О. Орелович как фотохудожник имеет свой собственный, хорошо узнаваемый почерк.  Ему присуще тонкое чувство стиля, именно поэтому его работы востребованы. Возможно, они привлекают еще и потому, что за ними угадывается высокая культура автора – прекрасное знание живописных традиций, присущих, в частности, как портретам эпохи  рококо, так и пейзажам мастеров школы русского реализма. За ними также просматривается и владение  композиционными приемами, свойственными авангардным направлениям художников XX века.
В интервью О. Орелович ответил на вопросы нашего корреспондента.
– Расскажите, как возник ваш интерес к фотографии? Друзья повлияли или в семье кто-то ею интересовался?
– Родился я в Ростове-на-Дону, в Дубну приехал в 13-летнем возрасте. Увлечение фотографией пришло от отца. Мы с ним снимали все, что нравилось. Кроме того, отец после войны привез домой кинокамеру «Кодак», и поэтому я при первой же возможности стал посещать кружок киномехаников.
– Так все началось с кино?
– Мой дед еще в тридцатых годах был директором Киевской киностудии, дружил с Довженко. Однако его история закончилась в период репрессий. Отец, зная подробности жизни дедушки, написал о ней серию воспоминаний, однако они затерялись в редакции журнала «Искусство кино», куда он их направил для ознакомления.
По приезде в Дубну я продолжил заниматься кино в юношеской киностудии при станции «Юных техников». Потом, после службы в армии, занимался на студии «Дубна-фильм», которая была организована еще в конце 50-х. В 70-80-е годы киностудией руководил Владимир Ковалёв, и мы ездили в Москву на ежемесячные семинары областного клуба кинолюбителей в Межсоюзный дом самодеятельного творчества. С 1988 по 1995 год нашей киностудией руководил я. В этот период мы снимали много хроники, но также делали и короткометражные игровые фильмы. К примеру, театральный коллектив ДК «Мир» под руководством Валентины Павловой поставил пьесу Алексея Дударева «Вечер». Пьеса длилась два с половиной часа. Пришлось долго работать над сценарием, чтобы уложиться в пятнадцатиминутный формат.
А в фотоклубе «Образ» я занимаюсь с 1993 года. В период, когда начался кризис, коллективы художественной самодеятельности домов культуры были поставлены перед необходимостью перейти на самоокупаемость, чтобы выжить. Вот тогда у руководителя «Образа» Вячеслава Новожилова с группой инициативных членов фотоклуба возникла идея оформлять фотографии как картины и реализовывать их за деньги. Таким образом, «Образ» остался на плаву, в то время как киностудию и фотоклуб ДК «Мир» закрыли из-за отсутствия средств на их содержание.
Помимо кино, я много занимался слайдами: оформлял дискотеки, которые были весьма популярны в Дубне с 76 года. В то время было модно делать тематические программы – это был такой способ самовыражения. Просто собраться, чтобы потанцевать, для нас было недостаточно, хотелось «крупных» форм. Но танцевальная часть всё равно присутствовала
!
– Расскажите немного о своей работе над пейзажами.
– Вообще-то, пейзаж – не моё амплуа. Я всю жизнь снимаю людей. И мне это нравится. Особенно работа в студии. Пейзажи снимаю в поездках или когда бывает настроение. Снимаю те места, в которых оказываюсь. Много работ сделано в Дубне, в Москве. Очень люблю Варшаву, в которой приходится бывать по долгу службы. Очень понравился Краков, посещал город Ченстохова, в котором находится известный монастырь Ясна Гура. Там находится знаменитая икона Божией Матери, которую в Польше называют «Черная мадонна». По легенде эта икона в XV веке остановила нашествие шведов. В дни больших праздников ее открывают в храме для показа каждый час на пять минут. Икона настолько старая, что потемнела от времени – священнослужители отказываются ее реставрировать.


– А как вы относитесь к ярким краскам на фотографиях, которые зачастую нивелируют изображение?
– Я поклонник полутонов, мягкой игры света. В этом смысле для меня пример – классическая живопись. Видел в Кракове подлинник картины Леонардо да Винчи «Дама с горностаем». Меня поразила игра полутонов. Это то, к чему хочется приблизиться. Такое ощущение, что живопись эпохи Возрождения намного ближе классической фотографии, чем современное искусство. Однако в любом случае надо осознавать, что фотография – искусство техническое. А потому очень важно знать возможности своей фототехники. Только тогда можно на месте съемки понять, насколько точно камера зафиксирует оттенки, полутона.
– А как вы относитесь к свадебным фотографиям?
– Чтобы работать на свадьбе, необходима энергия, отличная реакция и умение видеть интересные моменты в жизни людей. Нужно мгновенно оценивать ситуацию и площадку для съемки, то есть работать в экстремальном режиме. Это те составляющие, которые разрешают превратить съемку в непринужденное и приятное приключение для молодоженов. Ведь свадьба – особое событие в жизни молодых людей, и они желают зафиксировать все его самые интересные моменты. Оставить память об этом событии – главная задача свадебной съёмки.
– А что Вы скажете о постановочном фото?
– Это мой любимый вид фотографии. Мне очень нравится создавать свою собственную реальность. Когда перед тобой люди публичные или профессиональные актёры и модели, снимать их проще – они владеют собственной мимикой, привыкли держать осанку. Когда же работаешь с обычными людьми, приходится использовать всё своё воображение, опыт и способность управлять людьми, чтобы человек перед камерой перестал держать себя скованно. Да и вообще, мне кажется, бывают моменты, когда очень интересно постоять хорошо наряженными в студии. Получаются уникальные фотографии в стиле  ретро.
– В ваших альбомах множество фотографий моделей, которые радуют глаз. Зачастую в них виден не только внешний образ, но и характер…
– При поверхностном контакте с фотографируемыми это достаточно сложно. Однако приятно услышать, что и такое получается. К слову, начиная с 1995 года студия «Образ» ежегодно устраивает выставки. Первое время мы экспонировали женские портреты и приурочивали их показ к 8 Марта. Мы до сих пор сохранили традицию выставляться весной, однако тематику вернисажей расширили. Теперь они проходят под девизом «Мир вокруг нас».


– Среди ваших фотографий много интересных композиций. Это касается не только «игры» с предметами. Много снимков связано с изображением движения…
– Всегда стремился, чтобы световоздушная среда обтекала предметы. А что касается движения… Движение – это жизнь! Естественно, хочется иногда отразить эту жизнь на фотоснимке, наполнить его каким-то напряжением!
– А что вы пожелаете начинающим фотохудожникам?
– Фотоискусство – это направление, где практические знания почти невозможно получить только сидя в учебном заведении. Фотографу, чтобы стать настоящим мастером, нужно очень много работать. Хорошо также найти себе наставника, который бы мог поделиться с ним полученным опытом. А потом необходимо помнить, фотография – отражение внутреннего мира фотографа с проекцией на увиденное. За любым снимком стоят чувства, понимание  того, что удалось увидеть и зафиксировать. В связи с этим необходимо вырабатывать собственную жизненную позицию. Лично я принципиально фильтрую окружающую меня действительность и преодолеваю личные отрицательные эмоции. В общем, стремлюсь, чтобы во время съемки все это было нивелировано. Это относится к работе с любым объектам – будь то пейзажи, предметы или люди! Хочется тиражировать красоту, а не то, что вызывает у зрителей отторжение или вгоняет в тоску…

Беседу вела Наталия БЕЛАГА


Ещё новости о событии:

Олег Орелович хорошо известен в нашем городе как фотограф, его снимки привлекают внимание не только ценителей женской красоты и грации, но и любителей пейзажной фотографии.
19:31 21.11.2012 Агентство Новостей Подмосковья - Подмосковье
Потребность тиражировать красоту - Газета Встреча
Олег Орелович хорошо известен в нашем городе как фотограф, его снимки привлекают внимание не только ценителей женской красоты и грации, но и любителей пейзажной фотографии.
17:54 21.11.2012 Газета Встреча - Дубна
 
По теме
Фото: пресс-служба губернатора и правительства МО Главный редактор медиагруппы «Россия сегодня» и телеканала RT Маргарита Симоньян рассказала, что должна была находиться в «Крокус Сити Холле» в момент теракта.
Многофункциональный центр городского округа Кашира информирует жителей - Администрация г.о. Кашира Уважаемые жители городского округа Кашира! МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» городского округа Кашира информирует о закрытии с 1 апреля 2024 года: ЦМФЦ Богатищево,
Администрация г.о. Кашира
«Есть результаты»: Лавров – о работе по поручениям Путина после теракта в «Крокусе» - РТВ-Подмосковье Фото: istockphoto / artolympic Министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью газете «Известия» заявил, что после теракта в «Крокус Сити Холле» активно ведется работа по поручению президента Путина,
РТВ-Подмосковье
Ленинском округе завершается строительство детсада на 325 мест - РТВ-Подмосковье Фото: пресс-служба Минжилполитики МО Детский сад, рассчитанный на 325 воспитанников, возводят на территории жилого комплекса «Южная Битца» в Ленинском городском округе, в настоящее время объект почти готов к сдаче,
РТВ-Подмосковье
Работают прекрасные специалисты - Газета Встреча Отделению детской хирургии Дубненской больницы исполнилось 3 года. Оно было открыто в марте 2021 года в условиях нового хирургического центра Дубненской больницы.
Газета Встреча
Волшебное слово "Театр" - ЦБС г. Подольска Наряду с литературой, театральное искусство является одним из важнейших средств эстетического воспитания ребёнка.
ЦБС г. Подольска
Нажмите для просмотра в полном размере... - ЦБ Наро-Фоминского городского округа На очередном заседании православного клуба «Беседа», которое состоялось 28 марта, обсудили одну из учительных книг Ветхого Завета – «Книга Иова».
ЦБ Наро-Фоминского городского округа